Особняк купцов Брусницыных в Санкт-Петербурге

Когда этой весной я посещала лекции по истории дизайна в Interloft на Кожевенной, то обратила внимание на любопытный особняк в очень плохом состоянии, который стоял напротив завода, гда расположился Interloft, и к которому был переброшен через улицу деревянный мостик на уровне второго этажа. 
Как-то вечером после лекции, когда уже стемнело, я увидела в подсвеченных окнах второго этажа особняка невероятно красивую люстру и потолок, так обильно украшенный лепниной, что у меня захватило дух. Лепнина не новость, для Петербурга дворцы, театры, музеи - все прекрасно декорированы, но тут, в этом пустынном уголке Васильевского острова, двухэтажное вычурное здание - это настоящая жемчужина, о которой я решила узнать побольше.
Оказалось, это дом купцов Брусницыных и туда можно попасть на организованную экскурсию. 

Это первое моё знакомство с бытом того времени, который вела семья предпринимателей, не дворянство и не творческие люди - поэты, писатели, художники, а люди дела, люди, поднявшиеся с низов. И я была впечатлена!
Крестьянин Николай Макеевич Брусницын купил здесь кожевенную мастерскую с 10 рабочими, которую превратил в завод с 600 нанятыми работниками. Но это только часть многосторонней личности купца. Повезло ему и в любви. Его жена родила ему 3 сыновей и 5 дочерей. О своей любви к спутнице жизни Николай, говорят, хорошо написал в своём завещении больше похожем на оду любимой женщине, чем на распорядительный документ.
Став успешным в делах, Николай Макеевич и трое его сыновей, унаследовавших завод, приобрели большой участок земли возле завода и возвели на нём постройки и разбили парк. Были здесь и доходный дом, в котором жили рабочие, богодельня и детский дом, часовня и, конечно, хозяйский особняк. 
Сегодня все постройки сохранились, хотя не все "чувствуют" себя хорошо. Богодельня-часовня-детский дом (одно большое здание) - это Морская академия. Доходный дом сегодня единственный жилой дом в этом месте. Фабрика, к сожалению, пустует и ветшает, говорят, там всё ещё стоят машины для выделки кожи, оставшиеся с советских времен, когда фабрика перешла в собственность государства. 
Особняк сохранился лишь частично. Жилые помещения разрушились, а вот парадные залы выглядят как и при жизни семьи Брусницыных, ни разу не были реставрированы и подвергались лишь косметическому ремонту в то время, когда в них располагалось управление завода в 20-м веке.
Но вернемся к временам, когда Брусницыны принимали в этом доме гостей. 
Они поднимались по этой мраморной лестнице и проходили - мужчины в бильярдную, а женщины - в гостиную. 


Здесь, в гостиной, купеческий стиль представлен во всей красе - обилие лепнины на потолке и на стенах, резные двери, "кудрявая" люстра и даже сохранившиеся шелковые обои. Как подумаешь, что этим обоям больше сотни лет и что они повидали...

В белом зале танцевали. 
Красивый камин вырезан целиком из мрамора. На тумбах рядом с ним стояли цветы (в советские годы - бюсты Ленина и Маркса).
Фрагмент резной двери в зале
Совершенно очаровала меня курительная комната. Совсем небольшая, в мавританском стиле (я вообще очень люблю арабский стиль в интерьере) она как Нарния - совершенно другой мир за большими резными дверями.


Лепнина на стенах и яркие краски - всё также прекрасны, как и в 19-м веке. По-арабски написано "Слава Аллаху".

Люстра и купол - оригинальные.

Столовая комната не имеет окон, зато освещена люстрой и бра, которые висели здесь и во время купеческих застолий. Потолок с гипсовой лепниной, но искусно окрашен под дерево. Сервант не тронут с того времени.

И, наконец, не менее удивительно, что семья Брусницыных держала штат садовников, чтобы ухаживать за зимним садом, который располагался под этими сводами, и придомовой территорией, на которой был разбит парк.

Ещё совсем недавно потолок был закрыт текстильным полотном, которое осталось с тех пор, когда оранжерея служила химической лабораторией. Но вот после очередных фото- или киносъёмок, которые проходят в особняке регулярно, потолок обнажился и показался герб трёх сыновей Бруснициных - Николая, Александра и Григория. Буквы Н, А, Г и Б переплетаются в круге под самым потолком.


Вид на оранжерею и парк перед домом Брусницыных - тогда и сейчас.


В особняке снимали много исторических кинофильмов и рекламных кампаний.

Изображение
Конечно, нельзя не сожалеть о том, что такие редкие памятники никак не поддерживаются государством. Меня охватило чувство, что я перенеслась во времени и вижу счастливую и богатую семью, очень похожую на современную. Такое чувство ценно тем, что возникает не в каждом музее, отреставрированном, заставленном экспозициями выставок, где наслоилось влияние времен. Этот же дом стоит "законсервированным" и только кое-где видно влияние советской идиологии, что делает его памятником-свидетелем перемен, произошедших в одной отдельно взятой семье.

Всегда ваша,

Комментарии

Популярные сообщения